Предлагаемый контроллер позволяет управлять автономным отопителем webasto, используя штатную кнопку обогрева заднего стекла. Сама идея взята исходя из иконки подогрева, которая имеется на штатной кнопке обогрева заднего стекла - все таки webasto также предназначен для обогрева (только охлаждающей жидкости). Сам проект впервые был реализован для автомобиля Шкода Октавия Тур, однако его можно установить и в другие автомобили. Исходные данные - кнопка обогрева заднего стекла без фиксации (кнопки с фиксацией в большинстве случаев легко переделываются на кнопки без фиксации), выходные данные - коммутация контроллером нагрузки до 20А и относительно "слаботочный" канал (2-4А) управления включением webasto.
Предыстория. Обратился ко мне владелец автомобиля с установленным webasto с вопросом как бы сделать красиво простое управление webasto (вкл/выкл). Речь не шла об удаленном запуске или каком-то сильно умном контроллере. Просто нужно было выполнить какой-то кнопочкой его включение и выключение из салона автомобиля. Колхозить (как это часто любят делать) дополнительные кнопочки я не люблю и был выбран вариант (по мотивам одноканального контроллера обогрева, управляемого кнопкой без фиксации) управления автономным отопителем... кнопкой подогрева заднего стекла. При этом включать/выключать подогрев заднего стекла также будем этой кнопкой. Показывать индикацию включенного webasto и подогрева заднего стекла мы также будем с помощью кнопки... И все это получилось... с помощью описываемого контроллера, который управляется кнопкой подогрева и на выходе по сути коммутирует 2 канала (один - webasto и второй - подогрев заднего стекла). Для этого, прежде всего, кнопка подогрева была разобрана и с неё была убрана фиксация (небольшая маленькая пружинная "загагулина"). Также для индикации включенного webasto в кнопку был добавлен красный светодиод, который подсвечивал иконку на кнопке (индикация же включенного обогрева заднего стекла обеспечивалась штатной лампочкой накаливания, которая подсвечивала "стеклянный" прямоугольник на кнопке). Для "красивого" выведения с кнопки дополнительных индикаторных проводов ("работа webasto" и "подогрев стекла") в кнопку были "всунуты" в соответствующие свободные места 2 контакта с донора-кнопки (ответка под кнопку подогрева стекла имеет 6 контактов). Но это уже лирика...
Основные характеристики контроллера:
- включение/выключение webasto производится вне зависимости от включенного зажигания длинным нажатием кнопки подогрева (0,5 сек и больше);
- при включенном webasto иконка на кнопке подогрева горит красным, подсветка этой же иконки (при включенных габаритах) при этом выключается;
- обогрев заднего стекла включается коротким нажатием кнопки (фиксация выполнена програмно - одно нажатие - включение, второе - выключение) при включенном зажигании и запущенном двигателе (когда напряжение бортовой сети поднялось выше примерно 13,5В);
- при снижении бортового напряжения ниже 11В подогрев заднего стекла выключается.
Как и в одноканальном контроллере обогрева, управляемого кнопкой без фиксации, данный контроллер позволяет программировать дополнительные функции (настраиваемые по вкусу):
- функция автостарта подогрева заднего стекла после запуска двигателя;
- функция автоматического выключения подогрева заднего стекла спустя заданное время (от 1 до 250 минут с шагом в 1 минуту);
- функция задержки автоматического включения подогрева заднего стекла после запуска двигателя (время от 10 до 100 секунд с шагом в 10 секунд) - удобно для стабилизации оборотов двигателя и нормализации бортового напряжения, особенно в зимнее время, когда двигателю и так трудно крутиться в первые секунды;
- функция автоматического переключения режима зима/лето (контроллер сам по частым включениям водителем подогрева после запуска двигателя понимает, что пора бы это делать и самому и в зимнее время подогрев стекла включается автоматически). Аналогично в летнее время контроллер не будет включать автоматом подогрев после нескольких выключений подогрева водителем.
Коммутация подогрева заднего стекла выполнена с использование N-канального MOSFET транзистора со схемой накачки напряжения. Никаких запараллеленых P-канальных транзисторов!!!
Описание всех дополнительных функций контроллера и их программирование - такое же, как и у одноканального контроллера обогрева, управляемого кнопкой без фиксации, поэтому я их тут описывать не буду. Единственное отличие - это вход в программирование в данном контроллере по ряду причин выбрано другим - после включения зажигания в течении последующих 3-х секунд необходимо 3 раза нажать кнопку. Дальнейшая работа в режиме программирования такая же, а webasto при длинных нажатиях кнопки в режиме программирования не включается.